Тема: Производные и непроизводные предлоги. 7 класс.

Комментарии отключены

Итоговая работа

Дистанционный курс: Современные педагогические технологии обучения русскому языку в школе (О.И.Горбич)

Тема: Производные и непроизводные предлоги. 7 класс.

Цели:

- познакомить с понятиями производных и непроизводных предлогов, проверить знания прошлого урока, закрепить орфограммы « -Н- и –НН- в суффиксах причастий», «Слитное и раздельное написание НЕ с наречиями» и др. и знаки препинания  при деепричастном обороте; определить роль производных предлогов в тексте;

- сформировать навыки различения производных предлогов и непроизводных; продолжить работу по развитию связной речи;

-  поддержать интерес к изучению русского языка.

Ход урока.

1. Орг.момент.

Слайд: Фото Б.Шоу и высказывание.

– Сегодняшний урок мне бы хотелось начать со слов известного английского писателя Бернарда Шоу: «Если у вас есть яблоко и у меня есть яблоко и если мы обменяемся этими яблоками, то и у меня, и у вас останется по одному яблоку. А если у вас есть идея, и у меня есть идея и мы обменяемся идеями, то у каждого из нас будет по две идеи».

Ваши идеи сегодня будут очень даже кстати. Обмениваясь идеями, мы сможем сделать для нас понятной довольно сложную тему.  Знание этой темы понадобится вам для сдачи экзаменов по русскому языку в 9 и 11 классах. Мы продолжаем изучение предлога. А какая именно тема  сегодня – мы узнаем позже,  прежде вспомним, что изучили  на прошлом уроке.

2. Актуализация знаний.

1) Индивидуальная работа. Карточка ученику с сильными способностями ( из группы №3)

Карточка.  Перепишите, исправляя ошибки в употреблении предлогов.

1)      Мы встретимся по окончанию фильма.

2)      По прошествие часа машина выехала на мостовую.

3)      Купить билеты на обратный путь нужно сразу по прибытию в город.

4)      По приезду домой мы принялись разбирать вещи.

2) Работа с классом. Работа с текстом.

(Текст с заданием на слайде и на карточках. Задание ребята  выбирают сами.)

Слайд:

Задание  №1: вставить пропущенные буквы, расставить знаки препинания, вставить  предлоги.

Задание  №2:  вставить пропущенные буквы, расставить знаки препинания, вставить  предлоги. Определить тип речи, стиль.

Сказка года – зима.

Вся природа окута…..а мудростью заснеже….ой тишины. Глубокие сугробы приносят земле целительный покой и сон. Присмотришься … эту пору … лесу и заметишь что поднимается настроение птиц. Первым этом заявляет большой пестрый дятел. А где-то верхушке сосны (не)подвижно сидит подкарауливая добычу лесной разбойник-сорокопут.

(Во время выполнения задания звучит музыка «Времена года. Январь» П.И.Чайковского.)

Совместная проверка выполненной работы с текстом.

- Какая часть речи опущена в этом тексте? (Предлог)

-  Дайте определение предлога как части речи. (Предлог – это служебная часть речи, которая выражает зависимость одних слов от других слов в словосочетании и предложении.)

-  Зачитайте восстановленный текст.

- К какому типу  и стилю принадлежит текст?

- О чем он? Каким настроением проникнут?

(Это описание зимнего леса, стиль – художественный.  Автор передает свое восхищение загадочностью зимнего пейзажа.)

- Почему вы поняли смысл текста, несмотря на то что предлоги в нем были опущены?

(Предлоги не имеют лексического значения).

- Но опускать предлоги нужно очень осторожно. Иначе может получиться бессмыслица. Например, если опустить их в пословице «Кто в лес, кто по дрова «, то получится «Кто лес, кто дрова». А это уже смешно, искажается смысл.

- Стоит отметить, что предлоги также требуют к себе очень внимательного отношения.

Например, предлог «ПО».

Проверка индивидуального задания. Задание дается на слайде для всего класса.

Слайд: переписать, исправляя, где необходимо, ошибки в употреблении предлогов.

1)      Мы встретимся по окончанию фильма.

2)      По прошествие часа машина выехала на мостовую.

3)      Купить билеты на обратный путь нужно сразу по прибытию в город.

4)      По приезду домой мы принялись разбирать вещи.

(1 ученик зачитывает предложения в исправленном варианте, одновременно на слайдах показываются верные ответы.

- В чем состоит особенность этого предлога в данных предложениях?

(Если предлог имеет временное значение, то сочетается с существительными в Пр.п.)

3. Тема урока.

1) Запись словосочетаний.

- Это то, что мы узнали на прошлом уроке. Теперь перед нами новая тема.

Слайд: Непроизводные и производные предлоги.

- Как вы понимаете эти термины?

(версии)

-  Пришло время делиться идеями. Можно ошибаться, нельзя бояться.

Слайд.

Запишите словосочетания в 2 столбца.

Искать около дома                                            Бродить вокруг да около

Изучить в течение дня                                     Попасть в течение реки

Забыть  вследствие болезни                            Внести изменения в следствие

Наблюдения.

- Я утверждаю, что выделенные слова в первом столбце – это предлоги. Согласитесь ли вы со мной?

(версии)

- О чем мы должны помнить, работая с предлогами?

(1) Связывают главное и зависимое слова.

2) К ним невозможно задать вопрос.

3) Без зависимого слова синтаксической роли не выполняют.)

(У доски работает ученик: с помощью учителя, если нужно, проводится проверка версии, что это предлог, с использованием имеющихся знаний о предлоге.)

Схематическая работа: связывают главное слово и зависимое, выполняют

синтаксическую роль только вместе с зависимым словом, лексическое

значение ослаблено)

- Почему похожие на них слова — в другом столбце?

(схематическая работа в тетрадях: отвечают на вопрос, являются частями речи

самостоятельно)

- Так все-таки похожи слова из первого столбца на предлоги?

Работа с материалом учебника. (3 мин.)

Чтение вслух.

- Итак, перед нами действительно предлоги?

- Назовите непроизводные предлоги.

- Назовите производные предлоги.

- Почему они так называются?

- Обратите внимание на второй столбец. От каких частей речи они образованы? Почему называются производными?

 

4. Закрепление. 10 мин.

1) Устное закрепление темы. (3 мин)

Слайд.  Пользуясь алгоритмом, определите часть речи выделенных слов.

  1. Исходить лес вдоль и поперек. Тропинка шла  вдоль обрыва.
  2. Вблизи виднелся лес.   Вблизи села протекала речка.
  3. Мы ушли, благодаря за хороший прием. Благодаря теплу сирень расцвела быстро.

(Сильные ученики по цепочке выходят к доске, схематически доказывают

части речи, остальные работают в тетрадях.)

2) Дифференциация работы по закреплению. (7 мин.)

3 уровень. Карточка №2. Составить текст на тему «Учеба в моей жизни», используя следующие производные предлоги: благодаря, вследствие, вокруг, в продолжение, путем, в связи (с), в течение, около.

2 уровень. Карточка №1. Заменить выделенные предлоги производными предлогами, данными в справочном материале. Что изменилось?

21 февраля я опоздал на учебу из-за того, что поздно лег спать вечером. Сегодня утром …. 20 минут простоял на остановке, но автобуса не было. Из-за этого я пошел в школу пешком. Из-за снегопада обстановка на дороге  была сложной, и я много времени потерял, обходя сугробы. Из-за трудностей на пути на занятия я опоздал.

В конце объяснительной обещаю больше не опаздывать.

(Для справок: вследствие, ввиду, в течение, в заключение, в связи (с), благодаря.

1 уровень: упр. 297 (Задание: спишите, подчеркните как члены предложения выделенные наречия и существительные вместе с выделенными предлогами)

(Одновременная работа у доски и в тетрадях под контролем учителя. К доске ученики выходят по цепочке)

Например:

1. Вокруг лилейного чела ты косу дважды обвила. ( «вокруг чела» — дополнение)

2. Гроб разбился. Дева вдруг ожила. Глядит вокруг изумленными глазами. ( «вокруг» — обстоятельство)

3. Заиграл рожок, и деревенское стадо потянулось мимо дома. («мимо дома» — обстоятельство)

4. Около леса, как в мягкой постели, выспаться можно. («около леса» — обстоятельство)

5. Седины пасмурного дня плывут, всклокоченные, мимо. ( «мимо» — обстоятельство)

Выводы: Чем отличаются производные предлоги от непроизводных?

 

- Несмотря на то что предлоги – служебные части речи, в тексте за ними закрепляется особая роль. Послушаем ребят, работавших по карточкам.

Проверка индивидуальных работ.

Слайд: формулировка заданий для индивидуальной работы.

Карточка №2. Ученики зачитывают тексты.

Например:

21 февраля я опоздал на учебу вследствие того, что поздно лег спать вечером. Сегодня утром в течение 20 минут простоял на остановке, но автобуса не было. Ввиду этого я пошел в школу пешком. Благодаря снегопаду обстановка на дороге была сложной, и я много времени потерял, обходя сугробы. В связи с трудностями на пути  на занятия я опоздал.

В заключение объяснительной обещаю больше не опаздывать.

- Для какого стиля характерны эти предлоги?

(Такие предлоги характерны для официально-делового стиля.)

Карточка №1. Ученики зачитывают свои сочинения-миниатюры.

- Какому стилю принадлежат ваши тексты?

(Публицистическому)

Выводы: Производные предлоги могут быть нейтральными, а также признаками официально-делового, публицистического стилей.

5. Проверка усвоенности темы. Тесты проецируются на экран и раздаются на карточках. Ребята выполняют работы в карточках.

Тест.

  1. Назовите словосочетания с производными предлогами:

А) жить при станции;

Б) благодаря обильным дождям;

В) растет вдоль забора;

Г) идут впереди отряда.

2.    Укажите предложения, в которых выделенные слова – предлог:

А) Стадо потянулось мимо дома.

Б) Не проходите мимо.

В) Поперек дороги уложили бревна.

Г) Впереди шли самые стойкие.

3. Укажите группу непроизводных предлогов:

А) благодаря, до, за, перед, вокруг;

Б) согласно, через, навстречу, до, у, путем;

В) через, перед, без, для, над;

Г) с, у, об, вдоль, при.

Проверка работ, выставление оценок.

6. Итоги урока. Рефлексия.

- Что нового узнали?

- Насколько тема понята?

- К чему следует вернуться на следующем уроке?

7. Домашнее задание на выбор:

1) Повторить параграф 50, упр.297

2) Повторить параграф 50, упр.297, 298

3) Повторить параграф 50, составить карточки для одноклассников на проверку знания темы.

Комментарии закрыты.